Гендиректор МАГАТЭ Рафаэль Мариано Гросси (архив). Глава МАГАТЭ – об усилиях по обеспечению ядерной безопасности Ирана и Украины Мир и безопасность
Сейчас в мире одновременно проходят несколько дипломатических процессов, в том числе в отношении Ирана и Украины, что делает настоящий момент «чрезвычайно важным». Об этом заявил Генеральный директор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Рафаэль Гросси, выступая вместе с министром иностранных дел Франции Жан-Ноэлем Барро после закрытого заседания Совета Безопасности ООН в понедельник.
Гросси подчеркнул продолжающиеся дипломатические усилия в отношении ядерной программы Ирана, а также выразил обеспокоенность сохраняющимися угрозами на Запорожской атомной электростанцией (ЗАЭС) Украины.
По словам главы МАГАТЭ, агентство играет активную роль на ЗАЭС с 2022 года, когда Гросси «лично инициировал начало постоянного присутствия наших экспертов на месте». Он предупредил о серьезных рисках, сохраняющихся до тех пор, пока не будут прекращены военные действия. Гросси добавил, что вопросы, связанные с ЗАЭС, обсуждаются в рамках более широких дипломатических процессов и поднимаются в ходе консультаций с официальным представителем США Стивом Уиткоффом.
Ядерная программа Ирана
Глава МАГАТЭ также отметил значительные усилия, которые предпринимаются для достижения соглашения между Соединенными Штатами и Исламской Республикой Иран. Так, Гросси продолжает контакт с Уиткоффом, а также с министром иностранных дел Ирана Аббасом Аракчи в целях сохранения технического надзора МАГАТЭ в стране.
Отвечая на вопрос о способности агентства проводить проверку действий Ирана, Гросси пояснил: «Мы там присутствуем, мы проводим инспекции. Нельзя сказать, что мы полностью слепы, но мы утратили многое по сравнению с прежним уровнем прозрачности». Он подчеркнул, что в настоящее время МАГАТЭ «очень сложно» подтвердить соответствие иранской ядерной деятельности прежним соглашениям, отметив взаимозависимость политических и технических аспектов процесса. Тем не менее, Гросси выразил надежду, что прогресс может быть достигнут «синхронно» как по дипломатическим, так и по техническим направлениям.
Жан-Ноэль Барро, в свою очередь, сообщил, что в преддверии истечения срока Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) Франция тесно координирует действия с официальными лицами США, включая Госсекретаря Марко Рубио и спецпосланника Стива Уиткоффа.
Напомним, Совместный всеобъемлющий план действий по иранской ядерной программе был принят в 2015 году в результате длительных переговоров при участии Китая, Франции, Германии, России, Великобритании, США, ЕС и самого Ирана. Совет Безопасности единогласно принял резолюцию 2231 (2015), в которой он одобрил СВПД. Однако в мае 2018 года администрация президента США Дональда Трампа объявила о выходе из сделки.
«Нам предстоит принять важное решение уже к лету – решение о повторном введении санкций, которые были сняты десять лет назад, – сказал Барро. – Конечно, это будет зависеть от тех обязательств, которые Иран будет готов взять на себя».
Заседание Совбеза ООН
Закрытое заседание, созванное Францией в качестве председателя Совета Безопасности в апреле, было посвящено Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Согласно концептуальной записке, распространенной Францией перед встречей, членам Совета было предложено обсудить текущие вызовы в сфере нераспространения, подтвердить приверженность поддержке ДНЯО и МАГАТЭ, а также рассмотреть меры по укреплению исполнения резолюций Совета Безопасности.