Живя в условиях блокады и постоянной угрозы насилия, женщины и девочки в Газе сталкиваются с невероятным уровнем страха, травм и истощения. Невидимый кризис: как войны влияют на психическое здоровье женщин Женщины
Число женщин и девочек, оказавшихся в зонах конфликтов, стремительно растет. Только за последний год доля женщин среди погибших в результате военных действий, удвоилась, достигнув 40 процентов. Сегодня более 600 миллионов женщин и девочек живут в районах, охваченных конфликтами, что на 50 процентов больше показателя 2017 года.
Для миллионов женщин и девочек настоящая трагедия – это психологические последствия войны, насильственного перемещения и репрессий. Почти каждый человек, переживший гуманитарный кризис, испытывает стресс. Около 20 процентов из них впоследствии сталкиваются с серьезными психическими расстройствами, такими как депрессия, тревожность, посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), биполярное расстройство или шизофрения. Однако помощь получают лишь 2 процента нуждающихся.
Несмотря на тревожную статистику, на психическое здоровье выделяется всего 1-2 процента мирового финансирования здравоохранения, хотя в условиях кризисов именно психические расстройства составляют до 20 процентов всех задокументированных проблем со здоровьем. Ситуацию усугубляет отсутствие доступа к помощи. В развитых странах на 100 тысяч человек приходится более 70 специалистов по психическому здоровью. В беднейших странах этот показатель – ниже единицы.
Войны и кризисы затягиваются, и число женщин, страдающих от их последствий, продолжает расти. Масштабы проблемы становятся все серьезнее. В структуре «ООН-женщины» поговорили с жительницами Афганистана, Газы, Грузии и Украины, чтобы понять, как конфликты влияют на их психическое здоровье.
Афганистан: женщины лишены будущего
С возвращением талибов женщины в Афганистане утратили права и веру в свое будущее. Как отмечает представительница структуры «ООН-женщины» в стране Элисон Давидиан, почти продолжающиеся четыре года запреты со стороны талибов уничтожают автономию женщин и девочек.
Жительницы Афганистана исчезли из публичного пространства: в стране нет женщин на руководящих должностях, а 98 процентов афганок утверждают, что никак не влияют на происходящее в их общинах.
«Три года назад афганская женщина, теоретически, могла баллотироваться в президенты. Теперь она, возможно, даже не может сама решить, когда ей идти за продуктами», – говорит Давидиан.
Согласно недавнему отчету структуры «ООН-женщины», 68 процентов женщин оценивают свое психическое состояние как «плохое» или «очень плохое», а 8 процентов – лично знают кого-то, кто пытался покончить с собой.
«Ситуация настолько тяжелая, что даже разговоры о ней доводят женщин до слез, – рассказывает Мурсалина Амин, основательница организации Girls Toward Leadership. – Они в тупике: нет ни образования, ни свободы передвижения, ни самовыражения. Все мечты, которые они строили в своих мыслях, теперь превратились в пустоту».
Стигма усугубляет ситуацию. «У них даже нет слов, чтобы описать то, через что они проходят, – поясняет Амин. – Каждая афганская девушка, с которой я говорила, испытывает психологические проблемы, но они не могут об этом рассказать».
Газа: постоянные травмы и стресс
Бесконечные бомбардировки, вынужденное переселение и лишения привели к гуманитарной катастрофе в Газе. Живя в условиях блокады и постоянной угрозы насилия, женщины и девочки сталкиваются с невероятным уровнем страха, травм и истощения.
Практически все жители Газы были вынуждены покинуть свои дома. Доступа к чистой воде, еде и электричеству почти нет, система здравоохранения разрушена, а 90 процентов населения испытывают нехватку продовольствия. Санитарные системы находятся в состоянии кризиса, а женщины и девочки вынуждены жить в переполненных убежищах без возможности уединиться, базовых услуг и условий безопасности.
Психологический стресс в Газе повсеместен. Данные структуры «ООН-женщины» показывают, что 75 процентов жительниц Газы регулярно испытывают депрессию, 62 процентов страдают от бессонницы, а 65 процентов подвержены кошмарам и тревоге. Однако большинство из них не могут получить медицинскую помощь.
«Мое психическое здоровье ухудшается, – рассказывает 27-летняя беременная мать троих детей из Хан-Юниса. – Иногда я закрываюсь в туалете, просто чтобы поплакать, пока мне не станет получше».
Женщины вынуждены заботиться не только о себе, но и о детях. Полную ответственность за воспитание детей и обеспечение семьи несут 77 процентов опрошенных агентством ООН женщин.
«Я не думаю о своем здоровье, потому что должна заботиться о детях, заменяя им и мать, и отца», – отметила жительница Газы.
Грузия: кризис психического здоровья среди переселенцев
Десятилетия конфликтов и вынужденного переселения оставили глубокий след в жизни женщин и детей в Грузии. Сегодня около 200 тысяч человек остаются в статусе внутренне перемещенных лиц, причем 40 процентов из них проживают в убежищах с плохими условиями, высоким уровнем безработицы и ограниченным доступом к услугам.
Психологическое воздействие этого кризиса огромно: 23 процента внутренне перемещенных лиц страдают от посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), 10 процентов – от депрессии, а 9 процентов – от тревожности. Однако только треть из них смогли получить медицинскую помощь. Многие не распознают свои симптомы или сталкиваются с барьерами в виде высокой стоимости лечения, социальной стигматизации и нехватки специалистов.
Одно исследование показало, что ПТСР, депрессия, тревожность и сопутствующие заболевания способствовали увеличению инвалидности среди женщин и детей, пострадавших от конфликта, на 16 процентов.
«Проблема психического здоровья очень серьезна, особенно среди детей, – сказала Елена Русецкая из Женского информационного центра. – Проживая в этих районах, они слышат голоса солдат или шум из близлежащих военных палаток, и это глубокое влияет на них. Даже после того, как боевые действия прекращаются, психологической поддержки почти нет».
«Мы наблюдали очень большое число женщин, зависимых от лекарств, особенно антидепрессантов, в двух регионах Грузии, – добавила Елена. – Когда мы проводили сравнение, то увидели, что это именно те районы, где живут внутренне перемещенные лица и люди, пострадавшие от конфликта. Корреляция очевидна. Это огромная проблема».
Ее организация работает над повышением доступности помощи, объединяя чиновников, НПО и экспертов в области здравоохранения для поиска практических решений. «У этих женщин не было возможности поговорить с людьми, которые могли бы им помочь, – сказала она. – Теперь мы собираем их вместе, и реальная помощь может начаться».
Украина: рост домашнего насилия и уровня депрессии
Война подорвала прогресс, достигнутый в предыдущие годы во всех сферах жизни женщин Украины. Масштабы гендерного насилия выросли с 2022 года на 36 процентов. Женщины вынуждены выполнять еще больше неоплачиваемого труда – до 56 часов в неделю они тратят только на воспитание детей. При этом уровень безработицы среди них стремительно растет.
Эти факторы наносят серьезный ущерб психическому здоровью: 42 процента украинок находятся в группе риска развития депрессии, а 23 процентов сообщают, что им или членам их семьи требуется психологическая помощь.
Беженцы, большинство из которых – женщины, переживают самые тяжелые последствия, при этом они часто оказываются без поддержки. По данным Международной организации по миграции (МОМ), 53 процентов внутренне перемещенных лиц в стране страдают от депрессии.
«Из-за бомбежек мои дети не могли спать, мы были измотаны, – рассказала Снежана из Одессы. – Пока мы ехали к границе, я держала окна машины открытыми, чтобы все видели, что у нас есть дети. Только когда мы ее пересекли, я смогла дышать свободно».
Психическое здоровье – не роскошь
Последствия войн не прекращаются, когда останавливаются боевые действия. Ее ужасы продолжают жить в сознании переживших конфликты. Для женщин и девочек помощь в сфере психического здоровья – не привилегия, а ключ к выживанию, восстановлению и достойному существованию.
Поддержка в этой области должна быть неотъемлемой частью гуманитарного реагирования – от психологического консультирования до создания безопасных пространств, где женщины и девочки могут начать процесс исцеления.
Опыт показывает, что значительные реформы в сфере психического здоровья часто происходят после кризисов. Всем странам необходимо инвестировать в такие усилия, но именно в условиях войны эта необходимость становится еще более насущной.
«Женщины, пережившие войну, говорят об этом открыто. Они просят о помощи. Пришло время их услышать», – подчеркивают в структуре «ООН-женщины».