Бывший глава контрразведки Китая среди шести сотрудников силовых структур, попавших под ограничения, поскольку администрация Трампа обратила внимание на вопросы прав человека в городе.
США в понедельник объявили о новых санкциях против Китая, нацеленных на шестерых высокопоставленных чиновников из КНР и Гонконга. Вашингтон обвинил их в «транснациональных репрессиях» из-за давления на сторонников демократии в Гонконге и на территории США.
Это первый значительный шаг новой администрации Трампа, направленный на давление в связи с правами человека в Гонконге. Как заявили в Госдепартаменте, чиновники использовали законы о национальной безопасности Гонконга, чтобы «запугивать, заставлять молчать и преследовать 19 активистов демократического движения, бежавших за границу, включая гражданина США и четырёх резидентов страны».
Среди попавших под санкции — Донг Цзинвэй, с 2023 года занимающий пост главы национальной безопасности Китая в Гонконге. Ранее, в должности заместителя министра государственной безопасности КНР, он руководил усилиями Пекина по поиску диссидентов и борьбе с иностранными шпионами.
В список также вошли гонконгский министр юстиции Пол Лэм и комиссар полиции Реймонд Сеу. Их обвинили в причастности к «принуждению, арестам, заключению или тюремным срокам» для лиц, обвиняемых по законам о национальной безопасности.
С 2019 года, после массовых протестов, власти Гонконга арестовали десятки оппозиционных депутатов, активистов, журналистов и других лиц.
В ежегодном докладе Госдепа отмечается, что Гонконг продолжает использовать законы о безопасности для подавления прав и свобод, что критикуют и другие западные страны. В документе указано, что даже в декабре власти предлагали вознаграждения за информацию, ведущую к арестам диссидентов за рубежом.
Активисты из Гонконга, проживающие в США, приветствовали санкции.
«Многие из нас столкнулись с безжалостным давлением и угрозами через транснациональные репрессии. Очень важно, что США берут на себя лидерство в привлечении к ответственности виновных», — заявила Фрэнсис Хуэй, получившая политическое убежище в США, от имени основанного в Вашингтоне Комитета за свободу Гонконга. Родственники зарубежных активистов, включая Хуэй, подвергались допросам гонконгской полицией безопасности.
Посольство Китая в Вашингтоне назвало санкции «грубым вмешательством во внутренние дела» и защищало законы о безопасности, введённые в 2020 году после протестов 2019-го, как «справедливые и необходимые» для стабильности Гонконга.
Власти Гонконга назвали санкции «подлым поведением» и попыткой запугивания, обвинив США в «варварстве».
Санкции Госдепа запрещают указанным лицам владеть собственностью и проводить финансовые операции в США. Ранее, в 2020–2021 годах, уже вводились ограничения против десятков китайских и гонконгских чиновников, включая запрет на въезд и заморозку активов.
Госсекретарь Марко Рубио, давний критик правозащитной политики Китая, заявил, что действия администрации Трампа демонстрируют приверженность привлечению к ответственности тех, кто подавляет свободы в Гонконге и преследует активистов за рубежом.
Однако эксперт из вашингтонского Фонда Джеймстауна Уилли Ву-Лап Лам отметил, что сам Трамп редко публично поддерживал права человека в регионе. Администрация также резко сократила финансирование организаций, таких как «Голос Америки» и «Радио Свободная Азия», которые давали трибуну диссидентам.
«Трамп не особенно интересуется ситуацией в Тибете, Синьцзяне или Гонконге. Но это очередная карта в системной конкуренции с Китаем», — заключил Лам.